Быстрые ссылки

Гуманитарные научные направления

07.00.00. Социальная история, культурная история, история экономики и права. (Код ГРНТИ 03.29 – История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности).

В рамках данного научного направления с применением междисциплинарного подхода к изучению истории исследуются история глобальных и локальных экономических трендов, история социальных групп и их правового положения отдельных социальных групп, история саморегулирующихся негосударственных правовых систем, символическое измерение экономики, социальной политики и права.

Исследования проводятся под руководством д.и.н. Молодчика А.В., д.и.н. Нагорной О.С., к.и.н. Нагорной М.С.

Результаты исследований регулярно представляются на международных и всероссийских научных форумах, ежегодно проводится межвузовская конференция по проблематике научного направления, научные результаты отражаются в ряде отечественных и зарубежных научных изданий.

По тематике научного направления за последние годы были опубликованы

Монографии:

  • Молодчик А. В. От экспроприации до конфискации. Социальная политика СССР и отношение к ней советского населения в 1929-1953 гг. – М.: РАН, 2004;
  • Несмеянова И.И. Министерство императорского двора и уделов в истории российской государственности. – Челябинск: Полиграф-Мастер, 2008;
  • Шилкин А.М. Городское самоуправление на Южном Урале в 1917-1918 гг. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2009. – 227 с.;
  • Нагорная О.С. Другой военный опыт. Российские военнопленные Первой мировой войны в Германии (1914-1922 гг.). М.: Новый хронограф, 2010;
  • Narskij I.V. Fotografie und Erinnerung: Eine sowjetische Kindheit. Koeln, Leipzig, Wien: Boehlau, 2012;
  • Духовное творчество как диалог (историко-философское введение к пониманию субъектности): коллективная монография / С.З. Гончаров, Е.А. Куштым, А.А. Бобрик. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2013.


Сборники научных трудов:

  • Проблемы истории российской цивилизации. Материалы межвузовского научно-практического семинара / под. ред. Шилкина А.М. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2008;
  • Институциональные проблемы российского социума: правовой и исторический аспекты. Материалы межвузовской научно-практической конференции / под. ред. Шилкина А.М. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2010;
  • Проблемы истории российского социума. Труды научно-специализированной конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов / под. ред. Нагорной О.С. Челябинск: Центр научного сотрудничества, 2011;
  • Общество и государство: социокультурные аспекты взаимодействия. Труды научно-специализированной конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов / под. ред. Нагорной О.С. Челябинск: Урал-Печать, 2012;
  • Государственно-политические парадигмы истории России. Сб. статей / под ред. Нагорной О.С. Челябинск: Violitprint, 2013.


Учебные и учебно-методические пособия:

  • Нагорная О.С., Никонова О.Ю., Раева Т.В., Ковтунова Ю.Р. Опыт Великой войны в России и Германии: мемориальная политика и коллективная память (1914-1941). Практикум: учебное пособие. (Электронный ресурс, DVD-диск). Челябинск: Центр научного сотрудничества, 2012;
  • Нагорная М.С. История: практикум. – Челябинск: Центр оперативной полиграфии "Violitprint, 2013. – 78 c.;
  • Нагорная, М.С. История: пракикум: учеб.пособие. – Челябинск: Центр оперативной полиграфии "Violitprint", 2014. – 78 с.;
  • Ещеркина Л.В. Практикум по немецкому языку. Челябинск: Центр оперативной полиграфии «Violitprint», 2014. − 74 с.


Статьи в ведущих рецензируемых журналах:

  • Нагорная О.С., Раева Т.В. Образы Первой мировой войны на экранах межвоенной России и Германии: мемориальная политика и коллективная память // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». – 2012. – Вып. 19. – С. 145-148;
  • Нарский И.В. Российские интеллектуалы в роли миссионеров: инструментализация концепта «культура» либеральной оппозицией в России XIX – начала ХХ в. // Вестн. Перм. ун-та. – Сер. “История”. – 2012. – Вып. 2(19). – С. 98–114;
  • Нарский И.В. Антропологизация авторства: приглашение к лирической историографии // Новое литературное обозрение. – 2012. – № 115 (3). – С. 56–70;
  • Нарский И.В. «Исключительное нормальное» и нормализация исключительного: самоцензура памяти одной немецкой семьи, принудительно депортированной в СССР // Новое литературное обозрение. – 2012. – № 116 (4). – С. 325–336;
  • Нагорная О.С. Восточногерманские студенты в СССР 1950-60-х гг.: транснациональные пространства и социалистические «сети» // Исторический журнал: научные исследования. — 2013. – № 5. – С.531-540. DOI: 10.7256/2222-1972.2013.5.9267;
  • Nagornaja O. Das deutsche Zwangsarbeitssystem des Ersten Weltkrieges als Lernprozess. Das Beispiel der russischen Kriegsgefangenen // Zwangsarbeit als Kriegsressource in Europa und Asien / von Lingen K., Gestwa K. (Hg.). – Paderborn, 2014. – S. 143-156.;
  • Нагорная О.С., Нарский И.В. Проигранная война, поиск виновников и тень нацизма: Первая мировая война в немецкой историографии // Российская история. – 2014. – № 5. – С. 13-26.;
  • Nagornaya, O. Tannenberg, Battle of, in: 1914-1918-online. International Encyclopedia of the First World War, ed. by Ute Daniel, Peter Gatrell, Oliver Janz, Heather Jones, Jennifer Keene, Alan Kramer, and Bill Nasson, issued by Freie Universität Berlin, Berlin 2014-10-08. – DOI: 10.15463/ie1418.10310;
  • Нагорная О.С. Гуманитарные устремления на пепелище Великой войны: транснациональное измерение европейского опыта репатриации военнопленных // Диалог со временем. – 2014. – № 48. – С. 7–15.


Материальной базой научного направления выступают информационные и телекоммуникационные ресурсы Института, электронные базы данных, онлайн-версии библиотек и архивов России и зарубежных стран.

Исследования выполняются за счет собственных средств института, грантов отечественных и зарубежных научных организаций.

В 2012-13 гг. Нагорной О.С. был получен грант Центра исследований по современной истории (Потсдам, Германия) на реализацию проекта по истории восточноевропейской интеграции.

В 2014 г. Немецкая служба академических обменов (DAAD) оказала финансовую поддержку проведению на базе Института научно-исследовательской Международной летней школы «Утопия и модерность: город, государство и промышленность на Южном Урале, 1890-2010 гг.» с участием студентов из Германии и Швейцарии.

В 2015 г. Нагорной О.С. был получен грант Германского исторического института на реализацию проекта «Культурная дипломатия в социалистическом лагере: образы, каналы, актеры (1949-1989)»


17.00.04 Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура (Коды ГРНТИ 18.31 – Изобразительное искусство, 67.07 – Архитектура).

Целью деятельности в рамках этого направления является предельное расширение палитры декоративно-художественных средств, дающей возможность их многовариантного комбинирования для получения новых оригинальных решений.

Направление нацелено на создание и внедрение специфического мировоззрения, нацеленного на художественное освоение и преобразование окружающей среды с учетом всего комплекса формирующих ее
социальных, функциональных, инженерно-технических и идейно-эстетических факторов; развитием композиционного мышления способностью творчески использовать весь арсенал предметно-пространственных компонентов для создания  полноценной среды обитания; умением органично вживаться в поставленные проектные ситуации, вести целенаправленный поиск нестандартных решений с
использованием целостного сочетания наиболее эффектных в данном случае как традиционных, так и новаторских средств и технологий.

Исследования проводятся при участии члена СД России Халдиной Е.Ф., члена СХ России Савочкиной Е.Э., члена СХ России Бахаревой С.В. члена молодёжного объединения при СХ России Чепцовой О.В.

Результаты научных исследований представляются на международных, региональных, внутривузовских научно-практических конференциях, семинарах, публикуются в сборниках научных статей, научных трудах, каталогах, в средствах массовой информации.

Преподаватели и студенты активно участвуют в творческих конкурсах и выставках городского, областного, регионального, всероссийского и международного уровня.

По тематике научного направления за последние годы были опубликованы

Монографии:

  • Шипицына Е.А. Культура предметной среды в эстетических традициях стран Юго-Восточной Азии. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2008.;
  • Боже В.С. Челябинск: легенды и были / В. Боже, Г. Самигулов. – Челябинск : Каменный пояс, 2013.


Учебные пособия и каталоги:

  • Савочкина Е.Э. Пленэр: методическая разработка. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2007;
  • Халдина Е.Ф. Проектирование оборудования в дизайне среды: практикум. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2007;
  • Серова Л.А Каталог к выставке «Кочующие свитки». Нефтекамск, 2007;
  • Халдина Е.Ф. Основы композиции в дизайне среды: учебное пособие. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2007;
  • Костюк О.Н. Наброски и зарисовки в курсе программы по рисунку: методическая разработка. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2008;
  • Савочкина Е.Э. Различные графические материалы в набросках и зарисовках: учебное пособие. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2008;
  • Тюрин В.В. Каталог к выставке «Лаборотория креатива». Челябинск: Полиграф-Мастер, 2008;
  • Савочкина Е.Э., Серова Л.А. Техники печатной графики: учебно-методическое пособие. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2009;
  • Шипицина Е.А. Каталог к выставке Удалова С.М. «Учитель и его ученики». Челябинск: Полиграф-Мастер, 2009;
  • Халдина Е.Ф. Проектирование мебели и оборудование интерьера: практикум. Челябинск: Полиграф-мастер, 2009;
  • Савочкина Е.Э., Костюк О.Н. Гуашь: учебно-методическое пособие. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2011;
  • Каталог Заслуженного художника РФ Еремина А. М. Полиграф-Москва, 2013;
  • Бахарева С.В. Каталог Заслуженного художника РФ Болотских И.Е. г. Челябинск, 2013;
  • Бахарева С.В. Каталог Региональной выставки "УРАЛ -ХI" в соавторстве г. Тюмень, 2013;
  • Бахарева С.В. Каталог выставки "Ирина Мотовилова. графика" г. Челябинск, 2013;
  • Бахарева С.В. Каталог о творчестве братьев Д. и А. Первышиных , г. Челябинск , 2013;
  • Проектирование мебели и оборудование интерьера: учебно-методическое пособие, практикум/ Е.Ф. Халдина. Челябинск: Поилиграф-Мастер, 2013;
  • Таранов А.С. Инжиниринг в управлении строительными проектами: учебное пособие / А.С. Таранов, Г.В. Кин. – Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2014.



20.01.07 Теория и методология информатики в высшей школе и общем образовании

Данное направление связано с теорией и методикой преподавания информатики и информационных технологий в средней школе и высших учебных заведениях.

Исследования по данному направлению проводятся под руководством к.п.н., доцента Т.Н. Лебедевой, к.п.н., доцента Н.А. Пахомовой, к.п.н. Ю.Р. Мухиной, к.п.н. Л.С. Носовой.

Разрабатываются программно-методическое обеспечение различных разделов школьного курса информатики для начальной, средней школы,  элективные курсы для профильны классов по дисциплинам, связанным с изучением информатики (создание электронных учебников для учеников и учителей), по подготовке к ЕГЭ по информатике, рекомендации к изучению современных технологий программирования.

Сотрудниками кафедры подготовлено более 10 учебников и учебных пособий. Ежегодно в рамках данного направления проводятся  научно-методические семинары для учителей и преподавателей.

За последние годы по тематике научного направления опубликованы

Монографии:

  • Лебедева, Т.Н. Теоретико-методологические основы развития алгоритмического мышления будущих студентов: Монография / ЧОУ ВПО Юж.-Урал. ин-т управления и экономики; Т.Н. Лебедева. – Челябинск: Полиграф-Мастер, 2011. – 168 с.


Учебники и учебные пособия:

  • Программирование в среде VBA: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / НОУ Юж.-Урал. ин-т упр. и эк.; А.Л. Королев, Ю.Р. Бактикова. – Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2007. – 160 с.;
  • Компьютерная графика для программистов: OpenGL: Учеб. пособие / Ю.Р. Бактикова. – Челябинск: Полиграф-Мастер, 2008. – 106 с.;
  • Лебедева, Т.Н. Рекурсивные алгоритмы обработки данных: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2008. – 154 с.;
  • Лебедева, Т.Н. Функциональное и логическое программирование. Ч.1. Пролог: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2008. – 134 с.;
  • Лебедева, Т.Н. Функциональное и логическое программирование. Ч. 2. Лисп: Учеб/ пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Челябинск: Полиграф-Мастер, 2009 – 254 с.;
  • Лебедева, Т.Н. Учебно-методические материалы для практических занятий по дисциплине «Информатика. – Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2009. – 220 с.;
  • Учебно-методические материалы для практических занятий по дисциплине «Информатика» / Т.Н. Лебедева, Ю.Р. Мухина, И.С. Попова, Д.А. Удовиченко. – Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2009. – 220 с.;
  • Лебедева, Т.Н. Структуры и алгоритмы обработки данных. Методические рекомендации к выполнению курсовой работы. – Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2010. – 44 с.;
  • Лебедева, Т.Н. Теория и практика объектно-ориентированного программирования: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер»,2010. – 220 с.;
  • Лебедева, Т.Н. Обработка динамических структур данных: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – Челябинск: Полиграф-Мастер, 2011. – 158 с.;
  • Сборник лабораторно-практических работ: вычислительный физический эксперимент: учебно-методическое пособие /Ю.Р. Мухина. – Челябинск: Центр оперативной полиграфии «NataliPrint», 2011. – 104 с.;
  • Сборник лабораторно-практических работ: вычислительный физический эксперимент. Часть 2: учебно-методическое пособие / Ю.Р. Мухина. – Челябинск: Центр оперативной полиграфии «NataliPrint», 2012. – 108 с.;
  • Лебедева, Т.Н., Носова, Л.С. Корпоративные информационные системы: учебное пособие / Т.Н. Лебедева, Л.С. Носова. – Челябинск: Полиграф-Мастер, 2013. – 87 с.;
  • Носова, Л.С. Корпоративные информационные системы: Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов высших учебных заведений / Л.С. Носова. – Челябинск: Полиграф-Мастер, 2014. – 47 с.;
  • Носова, Л.С. Корпоративные информационные системы: Лабораторный практикум / Л.С. Носова. – Челябинск: Полиграф-Мастер, 2014 – 151 с.;
  • Лебедева Т.Н. Функционально-логическое программирование. Язык Пролог: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / ЧОУ ВПО Юж.-Урал. ин-т управления и экономики; Т.Н. Лебедева. – Челябинск: Центр оперативной полиграфии «Violitprint», 2014. – 110 с.


Статьи в ведущих рецензируемых журналах:

  • Лебедева, Т.Н. О выборе языка программирования для изучения в профильных классах // Информатика и образование. – 2009 –  №10 – С.94-97.
  • Лебедева, Т.Н. Моделирование исполнителя своими руками // Информатика и образование. – 2010 – № 6 – С. 66-71.
  • Лебедева, Т.Н. Применение метода проектов при изучении объектно-ориентированного программирования // Педагогическая информатика. – 2012 – №3 – С. 3-7.
  • Лебедева, Т.Н. Межпредметная проектная деятельность учащихся с использованием Лего-роботов // Инновации в образовании. – 2012 –  № 9 – С.67-73.
  • Мухина, Ю.Р. Методика применения вычислительного эксперимента на практических занятиях по физике как одна из составляющих основной образовательной программы IT-специалистов / Ю.Р. Мухина // Вестник Южно-Уральского государственного университета, серия «Образование. Педагогические науки». – 2011.– № 38 (255). – С. 90-95.
  • Мухина, Ю. Р. Активизация исследовательской деятельности студентов IT-специальностей на практических занятиях по физике / Ю.Р. Мухина // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 1. – С. 329-337.
  • Мухина, Ю.Р. Развитие уровней освоения компонентами вычислительного физического эксперимента на различных этапах активизации  деятельности студентов IT-направлений / Ю.Р. Мухина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2012. – № 1. – С. 128-136.
  • Мухина, Ю.Р. Перспективы использования информационных технологий при изучении окружающего мира в начальной школе // Вестник ЧГПУ. – 2009. – С. 147-153.
  • Пахомова, Н.А. Понятие математической модели как фактор подготовки экономиста // Сборник Казанская наука. – 2010. № 8. Вып. 2. С. 339-342.
  • Пахомова, Н.А. Информационные технологии как средство эффективного использования учебного времени на лабораторных занятиях // Сборник казанская наука. – 2011 – № 8 – С. 343-349.
  • Астахова, Л.В. Проблема идентификации и оценки кадровых уязвимостей информационной безопасности  организации// Вестник ЮУрГУ. Серия Компьютерные технологии, управление и радиоэлектроника. - 2013.- Том 13, №.1.- С. 79-83.
  • Астахова, Л.В. Методика определения динамики уровня профессиональных навыков летного состава ВВС при использовании технических средств обучения/Астахова Л.В., Колосов С.В. // Вестник ЮУрГУ. Серия Компьютерные технологии, управление и радиоэлектроника. - 2013.- Том 13, №.2.- С. 96-103.
  • Астахова, Л.В. Развитие управленческой компетенции будущего бакалавра в области документоведения в вузе/Астахова Л.В., Кочемасова Е.В.// Вестник ЮУрГУ. Серия Образование. Педагогические науки. - 2013.- Том 13 –  №.2 – С.31-37.
  • Астахова, Л.В. Проблемы организации защищенного электронного документооборота с использованием электронной подписи на предприятиях малого бизнеса/ Л.В.Астахова, В.C.Лужнов// Вестник ЮУрГУ. Серия Компьютерные технологии, управление и радиоэлектроника. – 2013.– Том 13, №.3.С.54-60.
  • Астахова, Л.В. Особенности защиты персональных данных в органах судебно-медицинской экспертизы/Астахова Л.В., Сапожников Я.А.// Вестник ЮУрГУ. Серия Компьютерные технологии, управление и радиоэлектроника. – 2013.– Том 13, №.3. – С.122-127.
  • Астахова, Л.В. Понятие информационной компетенции специалиста: когнитивный подход/Л.В.Астахова // Вестник ЮУрГУ. Серия Образование. Педагогические науки. - 2013.- Том 5, №.4.- С.10-16.
  • Астахова, Л.В. Миссия библиотек в отечественной экономической системе/ Астахова Л.В. // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. -2013. - № 3 (35). -С. 20-24.
  • Лебедева Т.Н. Конструктор игр как средство развития алгоритмического мышления школьников // Информатика и образование. -– 2013. –  №10.
  • Астахова, Л.В. Понятие культуры информационной безопасности/ Л. В. Астахова // НТИ. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. –  2014 – № 2 –  С.1-8.
  • Астахова, Л.В. Лужнов, В.С. Проблемы внедрения автоматизированных систем биометрической аутентификации личности в образовательных учреждениях // Информатизация образования и науки. – 2014 – № 2 (22) – С.80-90.
  • Астахова, Л.В. Педагогическая  компетенция будущих специалистов по защите информации в вузе: проблема и понятие// Вестник ЮУрГУ. Серия Образование. Педагогические науки.-2014.-Т.6 №1. - С.69-77.


Материальной базой научного направления выступают информационные и телекоммуникационные ресурсы Института, лицензионное программное обеспечение школьного курса информатики, включая системы программирования (Visual Basic, Delphi, FreePascal, Lazurus, Visual Prolog, Borland C++), а также графические пакеты (CorelDraw, Photoshop, Gimp), программы для компьютерного моделирования.

События

20 лет ЮУИУиЭ

Тебе двадцать только? Тебе двадцать уже?!

04-03-2016
Научный, фестивальный, юбилейный ЮУИУиЭ!

18 февраля в Южно-Уральском институте управления и экономики прошёл очередной Фестиваль науки!

21-02-2016
Студенческому научному обществу 10 лет!!!

3.12.14 состоялось знаменательное событие для всех студентов, занимающихся научной деятельностью! СНО ЮУИУиЭ исполнилось 10 лет!

04-12-2014