Быстрые ссылки

Особенности обучения в высшей школе

В высшем учебном заведении функционируют разнообразные организационные формы обучения: лекции, практические занятия (семинары, лабораторные работы, практикумы), научно-исследовательская и самостоятельная работа студентов, производственная практика. Процесс обучения сопровождается и завершается различными формами контроля.


Лекция
 (от латинского «lection» - чтение) в вузе является ведущей организационной формой обучения.

С нее начинается первое знакомство студента с учебной дисциплиной. Именно лекция позволяет оперативно актуализировать учебный материал дисциплины и закладывает основу научных знаний.

Слушать лекцию - это значит воспринимать информацию лектора, конспектировать и задавать вопросы.
 
Что же такое конспект и как необходимо конспектировать? 

Конспект 
(от лат. «сonspectus» - обзор) – краткое изложение полученной информации. Суть конспектирования – запись сути. На первом курсе студентам следует учиться записывать мысли преподавателя своими знаковыми системами. В конце первого - начале второго семестра учиться критическому подходу к воспринимаемому материалу, осмысливать информацию и записывать свои мысли своими знаковыми системами.
 
Лекция – разговор лектора со студентом в голос, а студента с лектором - про себя.

После лекции (не позднее, чем через 8-9 часов) просмотри ее с программой и учебником, сделай дополнения.

Студент лучше усвоит лекцию и сэкономит время, если:
  • подготовит «орудия труда» (ручку, карандаши, тетрадь с полями, объемом на весь курс лекций (с дополнениями) и практических занятий (расчет: 2-3 листа на час программного  времени), небольшую линейку);
  • сядет поближе, так, чтобы видеть все информационное поле, включающее кафедру, стол, доску, экран.
  • выработает установку слушать и видеть речь лектора, воспринимать его мысли;
  • не ждет указания «запишите», а работает самостоятельно.
 
Практическое занятие – активная форма учебного процесса, дополняющая теоретический курс или лекционную часть учебной дисциплины и призванная помочь студентам освоиться в «пространстве» (тематике) дисциплины, самостоятельно прооперировать теоретическими знаниями на конкретном учебном материале.

Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. При подготовке к ним следует обратить внимание на те теоретические положения в лекциях и учебниках, которые связаны с практикой. После этого выполнить рекомендации и задания преподавателя, данные на самостоятельную подготовку.
 
Семинарское занятие представляет собой комплексную форму и завершающее звено в изучении определенного раздела, предусмотренных учебно-тематическим планом проблем (тем) дисциплины. В ходе его проведения сочетаются выступления студентов и преподавателя; рассмотрение обсуждаемой  проблемы и анализ дискуссионных позиций; обсуждение мнений обучающихся и разъяснение преподавателя; углубленное изучение теории и приобретение навыков ее использования в практической работе.

Особенность семинарского занятия – возможность равноправного и активного участия каждого студента в обсуждении рассматриваемых вопросов. 

Преподаватель - судья и арбитр, секундант на дуэли.
 
 При подготовке к семинару необходимо:
  • проанализировать рекомендуемую литературу;
  • дополнить конспект по учебнику;
  • решить задачи, выполнить задания, отработать упражнения;
  • подготовить выступление, доклад;
  • подготовить наглядные материалы (презентацию).
 
Лабораторные занятия (от лат. «labor» - труд, работа, трудность) – один из видов самостоятельной практической работы в вузе. Имеют целью углубление и закрепление теоретических знаний, развитие навыков самостоятельного экспериментирования.
 
Курсовые работы (проекты) выполняются на заключительном этапе изучения учебного предмета или цикла дисциплин и позволяют применить полученные знания в решении комплексных задач, связанных со сферой деятельности будущего специалиста. Курсовые работы (проекты) студенты выполняют по индивидуальным темам под контролем научного руководителя в течение длительного времени наряду с ежедневной учебной работой, что требует особо тщательной организации труда, планирования личного времени.
 
Консультация - помощь преподавателя студенту в организации самостоятельной работы; ответы на вопросы, возникающие в процессе обучения. Носит индивидуальный или групповой характер.

Во время проведения консультации студенту рекомендуется:
- смело задавать вопросы преподавателю. 

Помни: 
Лучше выглядишь, когда задаешь вопрос преподавателю в семестре, а на экзамене отвечаешь на заданный преподавателем вопрос.

Вопрос следует формулировать не размыто: «Я не понял», а конкретно: «Мне не понятна проблема…», «Я не уяснил подходов к решению…».
- обозначить проблемы, с которыми приходится встречаться при работе во время лекции и при самостоятельном изучении материала.
 
Контроль. В вузе не существует ежедневного контроля знаний студентов. Систему контроля образуют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменные контрольные, рефераты, семинары, курсовые, проектные работы и др. Каждая из форм имеет свои особенности. Во время устного опроса контролируются не только знания, но и тренируется устная речь, развиваются коммуникативные умения. Письменные работы позволяют документально установить уровень знания материала. Курсовые и дипломные работы способствуют формированию творческой личности будущего специалиста.
 
Экзаменационная сессия в вузе состоит из двух этапов. На первом этапе студенты сдают зачеты, предусмотренные учебным планом (зачетная неделя). Второй этап включает непосредственно экзаменационную сессию. Учебным управлением составляется расписание консультаций и экзаменов. На подготовку к экзамену выделяется от трех до пяти дней.
 
Зачеты - форма проверки уровня владения студентом изучаемого материала.

При проведении зачета студенту выставляется итоговая оценка "зачтено" или "не зачтено".

В качестве основы такой оценки используются результаты текущего контроля по дисциплине (результаты выполнения лабораторных и контрольных работ, результативность работы на практических и семинарских занятиях, итоги выполнения рефератов и домашних заданий).

Как итоговая форма контроля зачет применяется и в период проведения практик, по результатам которых студенты получают зачет с дифференцированной оценкой.

Студенты, не получившие зачетов, предусмотренных учебным планом, к экзаменам не допускаются.
 
Экзамены (от лат. «examen» – исследование, испытание) – одна из традиционных форм проверки знаний и умений по какому-либо учебному предмету.

Год учился – за 10 минут отличился. 

Экзамен по конкретной дисциплине или ее части преследует цель проверить и оценить работу студента за курс (семестр), полученные им теоретические знания, их прочность и уровень усвоения, умение синтезировать полученные знания и применять их при решении практических задач.

Экзамены проводятся в устной или письменной форме по билетам (тестам), утвержденным заведующим кафедрой. При проведении экзаменов могут быть использованы технические средства.

Экзаменатору предоставляется право задавать студентам вопросы сверх билета, а также, помимо теоретических вопросов, давать задачи и примеры по программе курса. Во время экзамена студенты могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями.
 
Качество обученности студента определяется балльно-рейтинговой системой, основанной на подсчете баллов, «заработанных» студентом в течение семестра.

Показатели: результативность текущей (посещение занятий, доклады, рефераты, контрольные работы и т.п.) и промежуточной (зачет, экзамен) аттестации, уровень участия в студенческой научной и внеучебной деятельности.

По результатам балльно-рейтинговой системы определяются студенты, которые могут претендовать на именную стипендию Ректора или  ГРАНТ РЕКТОРА НА ОБУЧЕНИЕ...

События

20 лет ЮУИУиЭ

Тебе двадцать только? Тебе двадцать уже?!

04-03-2016
Научный, фестивальный, юбилейный ЮУИУиЭ!

18 февраля в Южно-Уральском институте управления и экономики прошёл очередной Фестиваль науки!

21-02-2016
Студенческому научному обществу 10 лет!!!

3.12.14 состоялось знаменательное событие для всех студентов, занимающихся научной деятельностью! СНО ЮУИУиЭ исполнилось 10 лет!

04-12-2014